Кто такой маркет-мейкер простыми словами: роль, функции и значение

От чего зависят цены на определенные активы? Как они складываются и кто их формирует? Если вы задаете себе такие вопросы, то пришло время познакомить вас с таким термином, как маркет-мейкер. В этой статье мы рассмотрим, кто ими являются, какие функции они имеют, и почему эти люди могут влиять на цены на биржах. 

Кого называют маркет-мейкерами

Market maker — это специалист, который владеет крупным капиталом. Он торгует имеющимися у него активами в некотором ценовом диапазоне, из-за чего обеспечивается стабильность и минимизируется волатильность рынка. По сути, маркет-мейкеры формируют имеющийся спрос и предложение за счет того, что они участвуют в торгах и владеют большими ресурсами. Они оживляют рынок и фактически подталкивают остальных участников к совершению сделок.

Стоит отметить, что маркет мейкер — это не обязательно один человек. Зачастую эту роль выполняет целая финансовая организация или объединение трейдеров. Важным фактором является то, что в процессе торгов они используют крупный капитал, что и позволяет держать рынок на заданных позициях. Маркет-мейкеры являются своеобразными поставщиками ликвидности, поддерживая рыночные цены на активы. При этом обычные трейдеры и инвесторы выступают в роли маркет-юзеров. Они обладают относительно малыми капиталами, поэтому не могут влиять на рынок в какой-либо весомой степени. 

Следует понимать, что маркет-мейкеры работают на рынках полностью легально и официально. Они соблюдают все требования закона и условия конкретной торговой площадки. Более того, биржи могут специально нанимать маркет-мейкеров, приглашая их работать у себя, чтобы повысить эффективность торгов и стабилизировать цены на активы. 

В чем заключается работа маркет-мейкера

Давайте рассмотрим, как функционирует данный специалист или организация. К примеру, на рынок выходит новая компания, предлагая свои акции. Как правило, после старта продаж цены на них будут достаточно волатильными. Они напрямую зависят от множества факторов, но при этом не являются стабильными. Это происходит из-за того, что трейдеры и инвесторы действуют хаотически, ведь они не имеют крупный капитал и совершают сделки «по наитию». В результате актуальные цены могут сильно прыгать, объем торгов падает, а зазор между заявками на покупку и продажу будет чересчур большим. Такая ситуация не является желательной для компании, которая выпустила актив. Поэтому эмитент или сама биржа привлекает к торговле маркет-мейкеров. Они вступают в дело, начинают торговать акциями и выравнивают их стоимость до стабильных значений. 

Маркет-мейкеры выполняют достаточно специфические задачи: 

  1. Создают ликвидность актива, что позволяет организовать нужный объем торгов на протяжении длительного времени. Это дает возможность игрокам совершать покупку и продажу акций по заданным ценам в любом объеме. К примеру, биржа может нанять организацию, которая обязуется на протяжении 60 дней обеспечивать возможность покупки и продажи ценных бумаг компании «Гермес» в суммарном объеме 3 миллиона долларов во время всех торговых сессий.
  2. Контроль цен и снижение уровня волатильности. Благодаря тому, что торги проходят на постоянной основе, удается добиться плавного изменения стоимости актива без резких скачков и перепадов. Маркет-мейкер контролирует все основные сделки по конкретным ценным бумагам, в результате чего разница по спредам между покупкой и продажей является минимальной. 

Также маркет-мейкер может выступить посредником при заключении крупных сделок. Как правило, их совершают серьезные инвесторы. Если на бирже имеется относительно небольшое количество какого-то актива, и его хочет выкупить какая-то организация, то это может привести к резкому прыжку стоимости акций. Поэтому маркет-мейкер сотрудничает с инвестором вне биржи. Это помогает удержать цены и сохранить общую внутреннюю ликвидность. 

Как маркет-мейкеры двигают цены

Далее давайте рассмотрим вопрос о том, как маркетмейкеры на бирже могут балансировать рынок. Для этого они:

  1. Манипулируют ценами. Фактически, они создают и размещают большие рыночные ордера, за счет чего трейдерам кажется, что на актив имеется повышенное предложение или спрос. 
  2. Создают ловушки ликвидности. Поскольку они обладают крупным капиталом, то могут регулировать рынок и ликвидность определенных ценных бумаг. За счет этого многие трейдеры могут попадать в ловушки и сливать свои сделки. 
  3. Выравнивают стоимость активов на других фондовых биржах. Часто бывают такие ситуации, когда стоимость определенных активов немного отличается на разных площадках. При этом маркет-мейкеры могут переносить свои, что выравнивает стоимость акций и делает ее более сбалансированной. 

Также стоит отметить, что они практикуют высокочастотный трейдинг. Они могут совершать сотни и даже тысячи сделок в минуту, используя специальные боты и алгоритмы. Это дает им возможность реагировать на малейшие изменения курса актива в биржевом стакане. 

В чем разница между маркет-мейкером и трейдером

По сути, разница заключается только в объеме свободного капитала. Трейдер оперирует относительно небольшими суммами, из-за чего не может оказывать глобальное влияние на рынок и цены. Маркет-мейкеры имеют огромные ресурсы. Именно они могут задавать новые тренды, создавать ликвидность и поддерживать цены на акции определенных компаний. 

Краткое заключение по теме статьи

Теперь вы знаете, кто такой маркет-мейкер простыми словами и в чем заключается его роль. Помните, что в качестве market maker обычно выступают крупные финансовые организации или объединения трейдеров, а также различные хедж-фонды. Их главная цель — получение прибыли, поэтому вам стоит следить за действиями таких специалистов, чтобы понимать, куда в ближайшее время развернется рынок, какие акции будут ликвидны, какие риски существуют и во что лучше вложить свои капиталы. Это поможет вам разработать эффективную торговую стратегию и добиться необходимого результата.